ГАЗ-73

18.09.2017 | Обзор автомобилей | текст:

В период 1968 — 1985 годов Заволжский завод, занимающийся производством тягачей на гусеничном ходу, выпускал вездеход ГТ-СМ (заводское название ГАЗ-73). Базой для проектирования машины послужил ГАЗ-47, в середине века считающийся наилучшим транспортёром для применения в неблагоприятных условиях дорог и климата (рабочая температура от -50 до +40 градусов Цельсия). Гусеничный снегоболотоход был модернизирован и использовал лучшие наработки предыдущей модели.

В начале поступления машины в состав армии она применялась только в качестве бронетранспортёра для перевозки солдат (максимальное количество перевозимых человек – 10. И еще 2 человека занимают кабину) в условиях сложной местности. Например, форсирование водных преград шириной до полутора километров, болотистых участков, мест, заваленных снегом и насыпей. Но в скором времени за счёт своей хорошей проходимости и высокой надёжности в использовании ГАЗ-73 нашёл своё применение в устройстве дорог и прочих инженерных работах.

Несмотря на свои большие габариты и кряжистый внешний вид, машина отнюдь не является медлительной и не испытывает проблем с маневренностью. ГАЗ-73 требует большое количества топлива. По прошествии 100 км по твёрдому покрытию дороги потребуется до 150 литров горючего, если скорость будет максимальной. За один час можно преодолеть 50 км по хорошей дороге.

Запас хода машины составляет около 400 км по трассе. Учитывая значительный расход топлива имеется массивный топливный бак объёмом 232,5 литра, а так же дополнительный резервный бак на 77,5 литров. Транспортёр обладает значительной грузоподъёмностью, позволяя помимо личного состава, перевозить тяжёлые грузы на платформе (массой до одной тонны). Кроме этого имеет возможность тянуть за собой прицеп с грузом до двух тонн.

Подробнее стоит рассказать о машине, как об амфибии. Для спуска и выезда машины из воды требуется спуск с уклоном до 20 градусов. Такой подъём преодолевается за счёт широких гусениц. Попав в воду транспортёр способен двигаться со скоростью в пять-шесть км/ч в медленной воде. Форсированию предшествуют подготовительные работы. Основной частью которых является установка гидродинамических щитков. ГАЗ-73 может испытывать трудности при прохождении быстрых потоков. Сказываются большие размеры борта, находящегося под водой. Это может привести к закручиванию корпуса и незначительному затоплению.

При всех технических плюсах, машина недостаточно комфортна для механика-водителя. Внутри кабины всё максимально просто и с минимумом удобств. А находиться в ней при минимальных и максимальных температурах за окном совсем неудобно.

Технологии в 21 веке очень активно используются в военном машиностроении, а военное дело часто рождает изобретения, без которых мы не представляем нашу обыденную современную жизнь. В настоящее время существуют более совершенные преемники ГАЗ-73. Но пользуясь своей надёжностью, неприхотливостью и универсальностью, он продолжает свою благополучную службу.




Обсуждение закрыто.